Рыблова Марина Александровна,
потомок донских казаков станицы Сиротинской,
доктор исторических наук, профессор,
Южный научный центр РАН, г. Волгоград
Опубликовано: Казарла. Этнический казачий журнал. 2013. № 1. С. 38-41.
Начавшееся с середины 1980-х гг. движение за казачье возрождение в условиях современной России стало своего рода феноменом, определяемым его наблюдателями и исследователями как весьма противоречивое, но чрезвычайно яркое выражение самоорганизующегося русскоязычного сообщества. Противоречивость же и феноменальность этого движения определяются, в первую очередь, тем, что в российском казачестве времен Российской империи (основы которого и стремятся возродить лидеры движения) тесно переплелись этничность и сословность. Эта противоречивость и двойственность нашли воплощение и в современном «казачьем возрождении». С одной стороны, казачье движение можно определить как сугубо мужское и социальное, направленное на возрождение прежнего (по сути сословного) статуса казаков, включающего такие понятия, как «государственная служба», военные казачьи формирования, ряд привилегий и преференций. С другой стороны, оно изначально включало в себя и требования «этнической реабилитации», сопровождалось мощным ростом интереса к собственной этнической культуре.
Изначально присущая «казачьему возрождению» противоречивость впоследствии была усугублена политикой федеральных и местных властей, а также самими лидерами движения. Дав казачьему движению новый этнический импульс Законом 1991 г. о реабилитации репрессированных народов (в котором казачество было определено как культурно-этническая общность), федеральные власти впоследствии предпринимали настойчивые усилия к тому, чтобы направить его в социальное русло и избежать развития казачьей этничности.
Давая оценку состоянию «казачьего возрождения» в настоящее время, приходится признать, что оно находится в глубоком кризисе; большинство из поставленных им ранее задач не выполнено. Казаки так и не смогли найти свою нишу в социальной структуре современного российского общества; не решены проблемы ни военной, ни государственной, ни «иной» службы Отечеству, т.е. всего того, что составляло собственно социальную составляющую программы возрождения. На наш взгляд, эти задачи и не могли быть решены, так как не соответствуют современному состоянию российского общества, в котором какие бы то ни было виды военной или мирной государственной службы не могут закрепляться за какой-то одной этнической группой.
Стоит отметить, что путь «сословности», а не этничности поддержала и значительная часть казаков, вступивших в так называемый реестр и рассчитывавшие не только на моральную помощь федеральных властей, но и на финансовые вливания, на социальные и экономические преференции. Задачами этнического возрождения, они, по сути, поступились, или, во всяком случае, отнесли их на второй план, скептически называя эту составляющую реального казачьего движения «песнями и плясками».
Нельзя сказать, что реестровые казачьи общества совсем не интересуются изучением, сохранением и возрождением традиционной казачьей культуры, но приходится признать, что нередко так называемые «песни и пляски» служат лишь обрамлением и фоном для казачьих кругов, конгрессов и прочих официальных мероприятий или воплощаются в рамках культурно-просветительских мероприятий, участниками которых становятся по преимуществу фольклорно-этнографические коллективы или ученые-казаковеды. Масса казаков и их потомков остается в стороне от этих мероприятий или выступает в качестве зрителей, но не участников процесса этнокультурного возрождения. Как показали наши пилотажные соцопросы 2008 г. в местах компактного проживания донских казаков, поголовное большинство казачьей молодежи не знает казачьего песенного фольклора и не владеет навыками его исполнения, плохо знает и не соблюдает традиционные казачьи и православные праздники; будучи крещеными, не посещает церквей.
Меж тем, на наш взгляд, именно в плоскости этнического (культурного, духовно-нравственного) просвещения казаков должно в первую очередь развиваться казачье возрожденческое движение. Именно в этом русле оно сможет также стать и авангардом возрождения всего русскоязычного православного населения России. В связи с этим, задачи исследования, сохранения, пропаганды и внедрения в жизнь основ культурного наследия российского казачества, на наш взгляд, должны быть приоритетными не только для научного сообщества, но и для самих казаков. Основными звеньями-участниками этого сложного и кропотливого процесса должны стать представители научного сообщества, казачьи (реестровые и так называемые общественные) организации, семья, школа, официальные и неофициальные культурно-просветительские учреждения и организации, творческие коллективы.
Оценивая нынешнее состояние этого процесса, приходится признать, что наиболее активными его участниками являются научные сообщества (этнографов, этнолингвистов, фольклористов, отчасти – историков) и разнообразные творческие коллективы (начиная от фольклорно-этнографических певческих до так называемых «реконструкторов»). Причем, и певческие коллективы, и реконструкторы, и музейщики, также как и ученые, основываются в своей деятельности на материалах научно-собирательской и научно-исследовательской работы. Именно научные разработки, а также популярная, учебная и учебно-методическая литература, основанная на научных знаниях, должна стать основой просветительской и учебно-педагогической работы участников казачьего возрождения.
Однако в реальной жизни в донском регионе приходится наблюдать значительный разрыв между достижениями современных теоретиков-казаковедов и практической деятельностью казачьих сообществ, учебных и просветительских организаций. Так, если история донских казаков в настоящее время достаточно полно и подробно освещена в трудах современных историков, то обобщающих трудов по традиционной культуре почти нет. Большая часть наработок в этой области разбросана на страницах научных изданий, выходивших очень маленьким тиражом и нередко за пределами территории компактного расселения донских казаков (в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и пр.). Эти работы, во-первых, малодоступны для широкой аудитории, а во-вторых, как правило, не адаптированы для просветительской и педагогической деятельности, в-третьих, их попросту очень мало. Ни школы, ни сельские (станичные и хуторские) библиотеки, ни казачьи общества не располагают в настоящее время книгами, в которых были бы представлены детальные (а главное – научно выверенные и достоверные) описания традиционных казачьих обрядов, обычаев, элементов материальной культуры (традиционной одежды, жилищ, народной кухни). Вместе с тем книжный рынок наполнен литературой, содержащей околонаучные и паранаучные сведения о донских казаках и их традиционной культуре с массой мифов и простых выдумок (типа происхождения от этруссков, «казбоя», «Казачьего Спаса» и пр.).
Существует разрыв и между деятельностью певческих самодеятельных и профессиональных коллективов и основной массой казачьего населения. Казачьи песни звучат на фольклорных фестивалях и концертах, а в реальной станичной и хуторской жизни основная масса казаков не знает казачьих песен и не владеет навыками их исполнения, выступая лишь в качестве потребителей готового сценического продукта.
Можно перечислить ряд причин, по которым сложилась такая ситуация с пропагандой и возрождением традиционной культуры. Назовем несколько, наиболее важных.
- Научное изучение традиционной культуры донских казаков, начатое в середине XIX в., было почти полностью свернуто в годы советской власти (исследовалась силами московских фольклористов лишь песенная традиция казачьего Дона). Во второй половине XX в. сохранялся негласный полузапрет на подчеркивание культурной специфики (этничности) российских казаков вообще и донских – в частности.
- Традиционное разделение донских казаков на низовых и верховых в советское время было закреплено практикой административно-территориального деления страны, разделившего земли бывшего «казачьего присуда» на Волгоградскую и Ростовскую области. Соответственно с этим оказались разделенными и силы ученых-энтузиастов, занимавшихся изучением традиционной культуры донского казачества. Волгоградские этнографы, фольклористы и этнолингвисты направляли свои усилия на исследование культуры казаков-верховцев, ростовские в большей степени изучали низовых казаков.
- Не сложилось в нашем регионе и традиции проведения регулярных научно-практических конференций по проблемам традиционной культуры донских казаков, способной объединить ростовских и волгоградских ученых, а также представителей разных отраслей знания (этнографов, фольклористов, этнолингвистов и пр.). Нет в регионе и единого координационного центра, способного объединить ученых. В этом отношении наш регион значительно уступает, например, Кубани, где усилия казаковедов объединены и координируются Научно-исследовательским центром традиционной культуры Государственного бюджетного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор». Здесь в течение многих лет проводится большая работа не только по изучению, но и популяризации культурного наследия кубанских казаков.
- Местные официальные органы, курирующие проблемы донских казаков, проживающих на территории Волгоградской области (например, бывший комитет по делам казачества и нынешнее Министерство по делам национальностей и казачества), концентрируют свои усилия почти исключительно в сфере продвижения идей «государственной службы» казаков, а под «возрождением культуры» понимают лишь организацию конкурсов, фестивалей и концертов. Издание научной и научно-популярной литературы практически не осуществляется, а издание литературы популярной отдано на откуп дилетантам.
Вместе с тем, накопленный за последние десятилетия активной экспедиционной, поисковой, архивной и пр. деятельности материал, по всей видимости, достиг уже критической массы. В настоящее время научное сообщество региона, включающее в себя специалистов, занимающихся изучением различных составляющих традиционной культуры донских казаков, готово, как к объединению разрозненных до сих пор усилий, так и к выдаче на гора результатов своих многолетних (как минимум, тридцатилетних) исследований в виде и научной, и научно-популярной, и учебной литературы. Вопрос, как всегда, упирается лишь в волю властей и их представления о том, какие именно сферы «казачьего возрождения» необходимо финансировать в первую очередь.
Что касается достижений и лакун в деле изучения традиционной культуры донских казаков, то начнем с перечня того, что уже сделано. Усилиями ростовских и волгоградских этнолингвистов осуществлены исследования казачьих говоров Волгоградской и Ростовской областей. В первом случае исследования закончились изданием шеститомного словаря казачьих говоров Волгоградской области[2], во втором случае словарь готовится к изданию. По проблемам лингвистики донских казаков опубликованы обобщающие труды Р.И. Кудряшовой, Е.В. Брысиной, Н. А. Власкиной и др.[3] Многолетние исследования песенного казачьего фольклора, начатые еще в XIX веке, продолженные в советские годы и продолжавшиеся в постперестроечные, воплощены в десятках статей и обобщающей монографии Т.С. Рудиченко, посвященной казачьей песенной традиции[4]. Пропагандой устной казачьей традиции стали издания и переиздания так называемых «сказок-пересказок» волгоградского этнографа В.В. Когитина[5]. Изучение традиционной материальной культуры донских казаков сопровождалось изданием книг и статей волгоградских и ростовских ученых: А.Г. Лазарева, М.А. Рыбловой, Т.Н. Абрамовой[6]. Результаты исследования духовной культуры донского казачества воплотились в работах Б.Н. Проценко, А.П. Скорика, Т.Ю. Власкиной, М.А. Рыбловой, Н.А. Власкиной, Н.А. Архиповой, С.Ю. Краснова, С.В. Черницына и др.[7]
Своеобразным координационным и творческим центром, объединившим в общих творческих проектах ученых, занимающихся исследованием традиционной культуры донских казаков, в последние годы стал Южный научный центр РАН (г. Ростов-на-Дону). Наиболее значительными результатами этой координационной деятельности стали четыре выпуска сборника статей «Казачество России: прошлое и настоящее», сборники статей по итогам так называемых «казачьих» конференций, а также подготовленные к изданию «Очерки истории и культуры казачеств Юга России».
Однако, вспоминая о достижениях, приходится одновременно говорить и о массе нереализованных проектов. При наличии книг, учебников и учебных пособий по истории донских казаков мы по-прежнему почти не имеем таких изданий по их традиционной культуре. В настоящее время ждут своих издателей собранные учеными-казаковедами материалы по традиционной казачьей свадьбе, календарной и семейной обрядности, традиционным казачьим постройкам (жилым, общественным и культовым сооружениям), общинным и семейным традициям, традиционной одежде и народной кухне. Могут и должны быть изданы материалы этнографических и фольклорных экспедиций в виде сводов фольклорных текстов (свадебный, календарный, детский, «служивский» фольклор); сводов жилых, общественных и культовых построек XVIII-XIX вв.; хрестоматии, содержащие источники по этнографии донских казаков; учебники и учебные пособия по традиционной культуре, предназначенные для школьников разного возраста, учащихся колледжей и кадетских корпусов, студентов вузов.
Только при условии проникновения знаний о своей культуре в широкие слои казачьего населения (в первую очередь – в семью и школу) можно говорить об истинном казачьем возрождении. И только осознав величие своей культуры, а также то обстоятельство, что, будучи очень специфичной, она все-таки является составной частью общерусской традиции, казаки России смогут стать фактором и национальной стабильности и межэтнического согласия. Потому что межэтническое равновесие и согласие устанавливаются не там, где бряцают оружием и объединяются в военизированные отряды, формируемые по этническому признаку, а там, где все без исключения члены общероссийского сообщества ощущают себя полноценными этносами, знающими свою культуру, а главное – ежедневно участвующими в процессе ее воспроизводства.
Применительно к донским казакам можно сказать, что предпосылки для этого уже есть, дело осталось за реальными проектами в сфере возрождения казачьей этнической культуры, осуществление которых должно происходить при более тесном сотрудничестве научного сообщества с участниками и лидерами движения.
[1] Работа выполнена в рамках исследовательского проекта ЮНЦ РАН «Противоречивый характер возрождения казачества и войсковых обществ» Программы Президиума РАН «Фундаментальные проблемы модернизации полиэтничного макрорегиона в условиях роста напряженности».
[2] Словарь донских говоров Волгоградской области. Вып. 1-6 – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006, 2008, 2009 гг.
[3] См., например: Брыксина Е.В. Этнокультурная идиоматика донского казачества. – Волгоград: «Перемена», 2003; Власкина Н.А. Концепт Судьба в языке и культуре донских казаков // Стахеева А.В., Власкина Н.А. Функциональные и этнокультурные аспекты изучения русского языка. – Ростов-н/Д.: Издательство ЮНЦ РАН, 2009. – С. 167-373; А также более ста отдельных статей Р.И. Кудряшовой, Е.В. Брысиной, В. И. Супруна, Н.А. Власкиной и др., посвященных изучению диалектов, особенностей лингвокультуры, этнокультурной идиоматики донских казаков.
[4] См., например: Кабанов А.С. Многоголосие и ритмика протяжной песни донских казаков // Художественная самодеятельность: Вопросы развития и руководства: Сб. науч. тр. № 110. – М.: ННИК, 1982. – С. 99-143; Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии / отв. ред. О. А. Пашина. – Ростов-н/Д.: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. А также около ста статей этой исследовательницы, посвященных песенному фольклору и этнографии донских казаков.
[5] Казачьи сказки в пересказе В. Когитина. – Волгоград: Изд-во «Ведо», 1992.; Когитин В.В. Сказки-пересказки. – Волгоград: «Станица», 1996; Донские казачьи сказки, предания, легенды, бывальщины. Собраны В.В. Когитиным. – Волгоград, 2009.
[6] См., например: Лазарев А. Г. Традиционное народное жилище донских казаков. Казачий курень. – Ростов-н/Д.: ООО ИЦ «Булат», 1998; Лазарев А.Г., Фокина Л.В., Кононов М.В., Лазарев А.А. Исследование народной архитектуры донских казаков на территории бывшей области Войска Донского // Казачество в истории России. – Краснодар, 1993. – С. 206—208; Лазарев А., Сокольский Э., Кириллов А. Православное зодчество донского края. – Ростов-н/Д.: ООО «Терра», 2005 и др.; Рыблова М.А. Типы традиционных жилищ донских казаков // Этнографическое обозрение, 1998. – №6. – С.4-15; Рыблова М.А. Традиционные поселения и жилища донских казаков. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002 и многие др.
[7] См., например: Проценко Б.Н. Духовная культура донских казаков. Заговоры, обереги, народная медицина, поверья, приметы. – Ростов-н/Д.: Изд-во Ин–та массовых коммуникаций, 1998; Проценко Б.Н. Заговоры, обереги, поверья, приметы: духовная культура донских казаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2010; Рыблова М.А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону в XVI – п. трети XIX в. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006; Рыблова М.А. Донское казачество: к вопросу об «истоках» и социокультурных трансформациях // Этнографическое обозрение. 2010. – № 6. – С. 158-174; Власкина Т.Ю. Домашний мир на сломе эпох. Очерки традиционной культуры донских казаков (конец XIX – середина XX вв.). – Ростов-н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011 и сотни статей этих и других авторов.
При частичном или полном заимствовании материалов указание автора и ссылка на источник обязательны.